Анализ совершенных преступлений показывает, что основной массив «телефонных» мошенничеств, зарегистрированных в Астраханской области, совершен с территорий других регионов - Московской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Пензенской областей, Республик Татарстана и Башкирии
Существует несколько технологий обмана, которые сегодня все чаще используют мошенники в своей преступной деятельности.
Можно выделить следующие основные способы совершения преступлений:
Такие сообщения приходят владельцам мобильных телефонов всегда с незнакомых им номеров. Доверяясь мошенникам, и, безусловно, переживая за сохранность своих денежных средств на счетах в банке, жертвы начинают звонить по указанным в СМС-сообщении номерам телефонов. После совершения звонка мошенники представляются работниками банка или представителями службы безопасности банка и настоятельно рекомендуют потерпевшим пройти к ближайшему банкомату и совершить ряд действий под их непосредственным руководством и даваемым ими указаниям. В результате жертва лично предоставляет мошенникам доступ к своей банковской карте, а преступники, получив такой доступ, снимают со счета все денежные средства, оставляя жертву ни с чем. Анализ обстоятельств совершения преступлений показывает, что жертвы, находясь под постоянным психологическим давлением мошенников, не задумываясь и не перепроверяя информацию, исполняют все выдвигаемые требования и добровольно перечисляют преступникам денежные средства.
Преступник, сообщая гражданину о намерении купить или продать имущество, либо получить или предоставить какую-либо услугу, предлагает осуществить предоплату или аванс. В результате, перечислив денежные средства, жертва не получает ни услугу, ни товар.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий по нескольким сообщениям установлено, что хищения денежных средств совершают владельцы абонентских номеров и сим-карт, к которым ранее была привязана банковская карта другого гражданина. При этом операторы сотовой связи не принимают меры к удалению информации о предыдущих владельцах абонентского номера, тем самым позволяя новым владельцам получить доступ к «мобильному банку» и распоряжаться денежными средствами, находящимся на счетах, гражданина, ранее использовавшего данный номер.
Данному виду преступлений в основном подвергнуты клиенты Сбербанка, так как банком при открытии счета гражданам услуга «мобильный банк» подключается автоматически, а для ее отключения необходимо написать заявление, о чем не всегда предупреждают клиентов.
С услугой «мобильный банк» связан и такой способ хищения, как распространение вредоносных программ, которые попадают на телефоны граждан при посещении различных бесплатных ресурсов («ПлейМаркет», «Вконтакте» и т.д.). При наличии подключенной услуги «мобильный банк» вредоносная программа позволяет преступникам получить доступ к банковской карте гражданина.
- Жертвами мошенников может стать каждый, - предупреждает начальник полиции, заместитель начальника ОМВД России по Наримановскому районгу Медетов Салават Хамидуллаевич. – Чтобы обезопасить себя, необходимо запомнить элементарные правила: