Наримановский вестник
пт, 27 дек.
08:19
Нариманово
-4 °С, облачно

Роскомнадзор продолжает борьбу с распространением суицидального контента

15 декабря 2022, 20:15ОбществоФото: pxhere.com

«Группы смерти» из интернета никуда не делись даже после громкого дела «Синего кита» в 2017 году

В 2021 году в России были зафиксировано 753 случая детского суицида. А это на 37,4 % больше, чем в 2020 году. Данными поделились коллеги из «Астрахань 24» со ссылкой на сетевое издание «Газета.Ru».

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Мария Львова-Белова отметила, что за последние три года количество подростков, которые пытались покончить с собой, значительно увеличилось. Первичные попытки – на 13 %. А случаи повторных попыток почти вдвое. Основными причинами омбудсмен назвала конфликты с родителями, психические расстройства, несчастную любовь, неудовлетворённость собственной внешностью, проблемы в школе, а также влияние противоправной информации в интернете.

В группу риска попадают даже дети из благополучных семей. Ведь выросшие в «тепличных» условиях ребята зачастую не умеют справляться со стрессом. А напряжённые отношения внутри семьи только увеличивают риск. Если ребёнок не находит поддержки у родителей, он ищет её у кого-нибудь другого. И таким образом может наткнуться на одну из «групп смерти». А там злоумышленники знают, как подпитать ненависть детей к себе или к родителям.

Примерно это и случилось в Калининградской области в сентябре. Три ученика местных школ совершили самоубийства. Следователи выяснили, что подростки состояли в «ролках».

«Ролки» – это ролевые игры в мессенджерах. Ребёнок придумывает персонажа и начинает выполнять задания от его лица. И когда его начинают призывать совершить с собой что-то плохое, то он может принять это на свой счёт. И виртуальная игра заканчивается реальной трагедией.

Регулировать их сложно. Если чат закрыт, то выявить владельца не получится. В открытом чате можно узнать номер человека, на которого зарегистрирована группа. Но даже так интернет-платформы неохотно сотрудничают с правоохранителями и не спешат раскрывать данные пользователя. А на просьбы заблокировать «ролку» зачастую отвечают, что страшные призывы адресованы не пользователю, а его выдуманному персонажу.

«Найти организаторов сложно, посадить практически невозможно. Кроме того, чтобы закон работал, нужно, чтобы играл именно подросток. А в „ролках“ режется и выполняет задания аватар. У нас 180 волонтёров, мы раскрываем и находим организаторов, но многие наши материалы просто идут в топку: потому что игра идёт с волонтёром, а не реальным подростком. Но часто мы связываемся с сотрудниками МВД, составляем бумагу на оперативный эксперимент, и тогда уже это начинает работать. На нашем счету не один задержанный», — рассказал руководитель московского межрегионального общественного объединения «Центр противодействия киберпреступлениям» Сергей Цурко.

Спровоцировать подростка на страшный поступок может многое. Виной тому возрастной кризис. Ребёнок с неустойчивой психикой может даже не сидеть в «ролках», а просто прочитать, что у других подростов тоже есть проблемы. И они смогли их «решить».

В России с материалами, угрожающими психике и жизни детей, работают комплексно. В 2017 году Роскомнадзор запустил службу мониторинга, задачей которой является поиск в интернете суицидального контента. За четыре года благодаря ей выявили 402 тысячи нарушений. А ещё 91 тысячу обнаружили благодаря обращениям пользователей.

В 2017 году также в законодательство внесли поправки, согласно которым создание «групп смертей» стало наказываться ещё более сурово. А уголовный кодекс был дополнен новыми статьями.

По словам экспертов, государству необходимо совершенствовать методы профилактики суицидов среди несовершеннолетних. Несмотря на то, что уже сейчас Роскомнадзор проводит огромную работу по защите детей от деструктивного контента.

«Ни в коем случае нельзя романтизировать суицид. Нужно блокировать не только группы с суицидальным контентом, но и материалы, в которых самоубийства преподносят в утонченно-изысканном свете. Важно усилить контроль над организацией сообществ типа «Синий кит», не допускать появления таких движений и применять самые жесткие санкции к тем, кто создает такие группы», — уверена психолог популярного сервиса психологического консультирования Анастасия Корнеева.

Современные дети проводят в интернете очень много времени. Там они находят друзей, попадают в разные компании. И иногда не самые хорошие. Доктор философии, кандидат психологических наук Дмитрий Рассохин считает, что с подростками нужно разговаривать без ругани, по-дружески. И выслушивать каждый ответ.

«Дайте ребёнку высказаться. Важно выяснить, какую потребность он пытается восполнить, и сделать это. Измените отношение к ребёнку: если мало уделяли ему времени – уделяйте больше. Если ругали – перестаньте. Если не контролировали – введите мягкий контроль. Покажите ребёнку примеры успешных жизненных преодолений сложностей. Относитесь внимательнее к его здоровью и не бойтесь лишний раз перестраховаться и обратиться за помощью к специалистам. Всегда составляйте совместные перспективные и привлекательные планы на будущее: планы на отпуск, покупки, поступление в учебное заведение», — посоветовал он.