В апреле нынешнего года город Нариманов отмечает знаменательное событие - свое 60-летие. 60 лет для истории – только миг, но для города это период становления, поиска, роста – период, за который ему удалось занять не только достойное, но и по множеству показателей ведущее место в регионе. Да, нам есть чем гордиться, кого помнить и чтить.
Сегодня экскурс в историю, в те далекие годы, когда поселок гидростроителей только-только зарождался, предлагает краевед и старожил города Лидия Витвицкая.
Долгое время на карте Астраханской области поселок гидростроителей не значился, но он уже строился, здесь жили и работали люди.Весной 1963 года три самосвала, тяжело груженные бутовым камнем, по грунтовой дороге вдоль берега Волги добрались до места будущего поселка и высыпали его на теперешней площади, тем самым, обозначив центр будущего поселка. Это были водители Евгений Андреевич Червяков, Растегаев Александр Иванович Растегаев и Виктор Павлович Худяков.
Среди первых на месте будущей застройки всегда появлялись геодезисты, потому что любое сооружение, здание, населенный пункт должны были быть обязательно «привязаны» к местности.
Это по их отметкам протягивались нитки улиц, располагались парки и скверы, вставали дома и другие сооружения. От качества их работы зависела высота отметки фундамента будущего объекта, его место и «вписываемость» в ландшафт.
На месте будущего поселка эту задачу выполняла геодезическая группа во главе с Н.С. Майоровым. Еще в 1957 году вместе с гидрологами и геологами он начинал вести изыскательские работы по планировке будущего поселка и привязке к нему основного гидросооружения. Чуть позже, в 1959 году, в эту работу включился инженер-геодезист Никита Никитович Федюшин.
Одной из первых геодезистов, приехавших на стройку, была Римма Николаевна Макушева. Ее работа по привязке к местности будущего поселка и гидросооружения началась в 1962 году, когда здесь еще была голая степь и бездорожье. Долгое время они вместе с Н.Н. Федюшиным работали на стройке. С рейками и нивелиром ходили по строительным площадкам в будущем котловане, делали отметки, по которым позже встали быки будущих судоходных пролетов и 33 малых бычка. Они же осуществляли планировку всех подъездных путей и дорог, делали привязку домов и зданий, а пока до места будущей стройки добирались по воде или вдоль берега по грунтовой дороге.
Позже в геодезию пришли М.Блинов, И. Ширяева, А. Волобуева (Круглова), Г. Дзетовецкая, Л. Краснова, Л. Козлова, А. Щеглова (Маркова ), Э. Точин и другие. Надо отметить, что на каждом участке СМУ-1 и СМУ-2 были свои геодезисты, но в целом, это была большая группа специалистов.
«…Жили в то время особым, напряженным ритмом: работали в три смены, днем и ночью возводили плотину и жилье. А геодезисты занимались разработкой котлованов, равнением песчаных барханов, разбивкой плотинных сооружений, давали отметку, как класть бетон под скользящую опалубку. Для кого-то искусственное русло, судоходные каналы, затворы, стометровые быки с машинными залами – просто слова, а для нас, строителей – наша жизнь и труд, наша боль и радость», - из воспоминаний геодезиста И.Ширяевой.
Кстати, Идея Александровна одна из первых откликнулась на призыв Родины оказать помощь армянскому народу, пострадавшему от землетрясения в Спитаке. Почти два года провела она там на строительстве нового Ленинакана, назло слепой стихии, давая зеленую улицу строителям.
Они же потом, по завершении стройки, принимали участие в планировке площадки под строительство завода «Лотос», под котельную, перешли на работу в СМУ-12, РММ и другие объекты, были привлечены для геодезических работ под строительство ТЭЦ-2, занимались планировкой территории под котельную в микрорайоне Бабаевского и подъездных путей к ней. От профессиональной работы геодезиста зависела долговечность любого сооружения.
А пока так выглядел временный поселок гидростроителей возле села Нижнелебяжье. На брандвахте жилье, в вагончиках – службы, необходимые для руководства стройкой, – склад, магазин, баня и др. Всего 17 человек вместе с руководителями обосновались в поселке. В декабре 1963 года заработал временный бетонный узел, котельная для него и временная насосная. Одновременно началось строительство большого бетонного завода, арматурного и опалубочного цехов, центральной котельной, РММ, гаража, столовой, летнего кинотеатра, стационарного жилья. Результаты не заставили себя долго ждать:
1964 год – к 1 мая сдан первый жилой барак, к концу августа сдано 5 бараков, а в ноябре - еще 5. Все бараки заселены строителями вододелителя. Появились улицы 1, 2, 3 Строительная, Молодежная.
В августе этого же года пущен в эксплуатацию летний кинотеатр на берегу Волги на 320 мест (сейчас Набережная, 8), в котором строители отметили свой первый профессиональный праздник – День строителя. В честь этого праздника было произнесено немало речей, в одной из них был назван срок перекрытия могучей реки – сентябрь 1964 года.
Не менее значимое хозяйство было и у мастера Бравермана Владимира Иосифовича. «... У него уже работает пилорама, правда не ахти какая новинка, с приводом от трактора, но доски пилит исправно». (Газ. «Гидростроитель» 1964г, 15 августа).
Прошел всего год, а уже поднялись стены первых трех-четырехэтажных домов.
Проблема с кадрами для строительства жилья была решена сразу. На стройку прибыла большая группа выпускников: сначала на практику, а потом и на работу из городского профессионального училища. А в 1965 году приехала группа выпускников профтехучилища № 14, которое готовило каменщиков, маляров, штукатуров. И дело пошло быстрей. Позже многие из них стали классными специалистами, бригадирами, передовиками производства.
«…В 1964 году после окончания строительного училища № 14 наш выпуск полностью поехал на строительство вододелителя (на фото вверху). Первые постройки уже стояли. Поселили нас в бараке. Обедали в рабочей столовой – вкусно и дешево. Мы, маляры, занимались отделочными работами. Все делали вручную: штукатурили, белили, красили. Жили и работали спокойно, без всяких ЧП. Как ни уставали, а по вечерам собирались, ездили в Джакуевку на танцы. Это если машина была. А то и пешком. Многие из нас здесь нашли свою судьбу. Мой однокурсник Николай Мазаев стал моим мужем. Тем из молодых рабочих, кто создавал свою семью, при всей тесноте и неустроенности находили жилплощадь. Вот и для нас нашлась крохотная комнатка на брандвахте», - из воспоминаний маляра-штукатура В.Мазаевой.