Библиотекарь п.Буруны Елена Будникова из разных источников, по крупицам собирает историю села и земляков.
В конце 30-х годов двадцатого века колхоз им. Канукова значительно расширил посевные площади, увеличил поголовье овец и крупнорогатого скота, лошадей и верблюдов. В город отправляли говядину и молоко. Построили свою маслобойню. Ребятишки бегали в школу. После трудового дня в сельском клубе показывали кинофильмы. В наш сельсовет регулярно привозили почту: письма от служащих в Красной Армии сыновьях колхозников, газеты и журналы. Районную газету «Коммунист Приволжья» размещали на специальном стенде под стеклом возле конторы. В середине июня 1941 приехал в село уполномоченный из НКВД. На собрании колхозников он призывал не верить слухам о приближающихся к нашим границам гитлеровских войсках. Не потихоньку в кабинете, а принародно и в полный голос ему возразил Марк Николаевич Кравченко, — колхозный бригадир, в прошлом офицер и участник гражданской войны. Эта дерзость грозила ему арестом и тяжелой карой. Вопреки воле представителя НКВД ни один человек не согласился участвовать в составлении протокола против Кравченко. Приезжему предложили поужинать и остаться ночевать. Обозленный уполномоченный наутро уехал, пригрозив суровым судом.
А через несколько дней наступило 22 июня… Военное лихолетье сломало планы, покалечило судьбы. Была объявлена мобилизация. По воспоминаниям старожилов с территории нашего сельсовета более 200 человек летом 1941 добровольцами ушли защищать Отечество от фашистов.
Многие попали в 110-ю Отдельную Калмыцкую Кавалерийскую Дивизию, дрались с врагом, как тигры, и погибли в неравной схватке. Немало мужчин из наших степей в составе 28-й Армии остановили врага у Хулхуты и погнали на запад.
Оставшиеся в тылу доблестно трудились, приближая Победу. Подготавливали лошадей и верблюдов для кавалерийских частей Красной Армии. Многие, — даже дети, работали на строительстве железнодорожной колеи «Астрахань — Кизляр». Перечисляли свои заработки в фонд обороны на создание боевых самолетов. Из овечьей шерсти валяли валенки, вязали теплые вещи для фронтовиков. Получали редкие солдатские письма — треугольники. Плакали над похоронками. И работали без выходных и отпусков.Врагами было сформировано два бандитских корпуса для диверсий в тылу Красной Армии. Злодеяния участников этих бандформирований вынудили Правительство СССР организовать операцию «Улусы». В декабре 1943 года калмыки подверглись беспощадной депортации. Подробности трагедии изложил наш земляк Алексей Гучинович Балакаев в своем романе «Тринадцать дней, тринадцать лет». За чужое предательство и грехи пострадали тысячи невинных детей и стариков, семьи фронтовиков, да и сами фронтовики. Калмыцкая АССР была ликвидирована, наш сельсовет передан Астраханской области.На территории села временно расположилась военная часть.После высылки калмыцких семей среди населения Барунов создалась паника.Колхозный скот остался без ухода, начался падеж.
По приказу властей с окрестных сел и хуторов переезжали русские, украинцы и татары, — в основном старики и дети. Мужчины были на фронте.
Не хватало рабочих рук. Председателем назначили комиссованного после ранения фронтовика Мешкова Михаила Егоровича. Этого человека постигла тяжелая ноша и тяжелая участь. Власти посчитали его плохим руководителем и отправили в тюрьму. Для работы на полях и фермах вместо высланных калмыков срочно, в добровольно — принудительном порядке из соседних районов были доставлены казахские семьи. Это были в основном старики, женщины и подростки. Судьба призвала их в нашу степь в холодную зиму 1943–1944 гг. Необходимо было содержать скот и выращивать зерновые культуры, поставлять воинам Красной Армии продукты и одежду.
В 1944 году на базе колхоза Канукова создан совхоз «Астраханский»и сельскому Совету присвоено наименование «Астраханский». Титаническим трудом рабочие совхоза поднимали хозяйство. Вся страна жила под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!». После победного мая 1945 прошло немало дней и месяцев перед тем, как с фронтов стали возвращаться отцы и сыновья. Защитившие Родину от фашистской нечисти мужчины после короткого отдыха брались за работу. Основным направлением осталось животноводство — разведение тонкорунной породы овец на основе скрещивания астраханской и кавказской овцы, и также верблюдов бактрианской породы. Труд скотоводов и земледельцев всегда был нелегким, но наши люди, пережившие все тяготы войны, относились к работе по-особому добросовестно. Поселок развивался, увеличивались численность и национальный состав населения, улучшалось обеспечение на чабанских точках.Помимо хозяйственной деятельности уделялось внимание и культурной жизни. В 1946 году в сельском клубе была торжественно открыта изба — читальня.
В 1952 году на территории Астраханского сельсовета был размещен совхоз «Прикаспийский», рабочие которого также занимались животноводством, кормопроизводством и растениеводством.
В 1957 году совхозу «Астраханский» вручено Переходящее Красное Знамя Обкома КПСС и облисполкома. Большая группа работников совхоза была направлена в Москву на ВДНХ. Директор совхоза Субботин П.И. получил большую Серебряную медаль, главный агроном Шульга П.М. — малую Серебряную. Бронзовыми медалистами стали старшие чабаны: Батыров К., Нуржанов Г., Шарланов Г., Таиров Ш., трактористы Саклаков Ф.Н., Санжапов К., Кильдеев Р. и другие товарищи, имена которых мы выясняем сейчас, спустя более полувека.
В 1957 году в село стали возвращаться калмыки, — те, которые выжили в суровой тринадцатилетней сибирской ссылке. Они радовались возвращению в родную степь, жадно вдыхали горькие запахи полыни и плакали, вспоминая военное лихолетье. Жизнь не терпит уныния, — долго горевать было некогда, — вернувшиеся из ссылки быстро включались в общий труд, а работы на селе всегда на всех хватало.