

Развитие на национальном уровне больших цифровых интеграционных платформ является общемировым трендом. По данным ВЦИОМ, практически во всех категориях интернет-продуктов наибольшей популярностью в России пользуются национальные платформы (поиск — «Яндекс», соцсети — «ВКонтакте"/ОК, видео — VK/RuTube). В самой массовой категории — мессенджерах — исторически доминировали иностранные сервисы (WhatsApp, Telegram).
Данные платформы систематически нарушают российское законодательство, используются для совершения деструктивной и противоправной деятельности. При этом иностранные платформы неохотно идут на контакт с правоохранительными органами, что затрудняет борьбу с мошенничеством, фейками и другими угрозами для россиян.
С момента включения в российский Реестр социальных сетей Telegram уклоняется от исполнения обязанностей владельца социальной сети, предусмотренных ст. 10.6 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
Процедура привлечения Telegram к административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных ст. 10.6 Федерального закона № 149-ФЗ, инициировалась в 2023–2025 гг. 11 раз, в том числе по ч. 1 ст. 13.50 (неисполнение формальных обязанностей), ч. 2, 3 ст. 13.50 (неисполнение самостоятельного мониторинга) и ст. 19.7.10-4 (неисполнение предписаний) КоАП РФ. В этой связи создание МАХ является естественной мерой со стороны государства для обеспечения граждан доступом к безопасным цифровым коммуникациям на национальном уровне.